В этой статье Ведагор отвечает на вопрос «Проект что такое оберег?».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Сделать куклу оберег для своей семьи, сохраняя при этом традиции изготовления русских тряпичных кукол; знакомство дошкольников с образом народной куклы; воспитание любви к народной культуре, национальным традициям.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием, изготовлением и наделением определенных качеств у каждой.
2. Обучить технике изготовления традиционной куклы и изготовить её с наделением своих качеств.
3. Проявить фантазию и творчество при изготовлении куклы, сохраняя традиции изготовления русских тряпичных кукол.
Гипотеза
Может ли кукла Берегиня соединять в себе : здоровье, трудолюбие, добро, достаток, семейное благополучие и счастье, чтобы оберегать мой дом и нашу семью от невзгод?
Рассказ Сони
О народных куклах я узнала в детском саду на занятиях, где мы делали тряпичную куклу — закрутку. Когда я принесла её домой, бабушка рассказала мне, что куклами в старину не только играли, но они могли быть оберегом для своих хозяев. Сейчас в магазинах продаётся много всяких оберегов но они совсем не похожи на те, которые люди мастерили сами.
И я решила узнать, что такое кукла оберег? Мы всей семьёй сходили в музей, и увидели большое разнообразие народных кукол, все они были красочные, интересные и по-своему. Оказывается, с давних времен люди изготавливали куклы обереги. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, считалось, что такая кукла охраняет и оберегает ребёнка.
Я узнала, что у кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. В старину считали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз.
Счастье, здоровье, благополучие моей семьи для меня самое главное. Мне очень хочется, чтобы мои родные не болели, чтобы в доме был достаток, чтобы мы всегда понимали друг друга. И я подумала, а может сделать одну такую куклу, в которой будет все самое лучшее, что есть в этих разных куклах?
Когда делали куклу Берегиню, мы выполняли её так как делали раньше, не пользовались иглой и ножницами, лоскуты, из которых она состоит, соединяли между собой с помощью узелков и нитей. И самое главное делали куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
Здесь на фото вы увидите, как мы делали эту куклу Берегиня дома относится к куклам столбушкам, ее основа делается в виде столбика, размером в локоть.
Теперь приступаем к изготовлению наряда куклы.
Сначала наряжаем ее в рубашку.
Потом делаем руки кукле. Дальше юбка.
Для фартука выбрали красный цвет — цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Красный цвет издавна служил оберегом.
Затем делаем головной убор куклы.
Сначала повязываем повойник. Это налобная повязка. Она в виде широкой ленты. Наверх повязываем платок. Голова куклы готова, привязываем косу.
Это делалось специально, чтобы безликая кукла оберегает весь дом. А фартук мы сделали красным — красный цвет — цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Красный цвет издавна служил оберегом.
Моя кукла — Берегиня дома. Лицо куклы по традиции остается безликим. Это тайна! В руке она держит узелок с зерном, чтобы был достаток в доме, длинную косу на счастье, узелок с травой, чтобы никто в семье не болел, веничек на поясок, чтобы в семье был лад, колокольчик для добрых вестей, а бусинки для загадывания желаний.
Вот и готова моя кукла Берегиня, помогали мне мама и папа. Мы все были в хорошем настроении. Я вложила в неё частичку моего сердца, она получилась тёплая и ласковая, для меня она и подружка и мама и оберег для нашего дома.
Защищала проект Ефимова София (7лет МДОУ №34 город Белгород)
Приглашаем Вас в наш детский летний «ИНФОЛАГЕРЬ» (для детей от 8 до 17 лет), который начинает свою работу этим летом в Беларуси!
‣ Мы снизили стоимость путёвок на первую смену до 24.900 рос.руб.!;
‣ Доступна оплата в рассрочку без переплат. Для бронирования места достаточно оплатить всего 50% стоимости.
Двухместные номера, 6-разовое питание, авторская анимационная программа!
Данцевская основная общеобразовательная школа
Творческий проект по теме
(Домовёнок на Венике)
ученица 8 класса
Глава I. Исследовательский этап
1.1 Определение проблемы (потребности проектирования) ………. 2
1.2 Выбор темы проекта и обоснование ……………………………. 3
1.3. Составление поэтапного плана проектной деятельности ………4
1.4 Сбор информации по тематике проекта
1.4.1. Исторические сведения …………………………………..5
1.4.2. Требования, предъявляемые к изделию …………………8
1.4.3. Разработка конструкции. Дизайн ………………………..9
Глава II. Технологический этап
2.1. Подбор оборудования, материалов,
2.2. Разработка документации (технологическая
последовательность изготовления изделия)…………………………….11
2.3. Организация рабочего места в соответствии
с требованием охраны труда …………………………………………. 12
Глава III. Заключительный этап
3.1. Корректировка, контроль качества, и испытание изделия……. 14
3.2. Экономические расчёты …………………………………………..15
3.3. Анализ проделанной работы………………………………………16
Библиографический список ………………………………………………18
Глава I . Исследовательский этап
5 октября во всех школах России будут чествовать учителей.
Не каждый знает, что простой учитель —
Карьеры будущей для школьника строитель.
Он как прораб бетон, нам знания дает,
Чтоб мы учились, зная, что нас завтра ждет.
Он заставляет нас зубами грызть гранит науки
И учит различать цвета, оттенки спектра, ноты, звуки…
Он к поступлению нас в ВУЗы подготовит,
Так, что любой экзаменатор на вопросе не подловит!
Он в детстве нам к самопознанию открыл исток,
Он самый мудрый друг, наставник, педагог.
И в этот прекрасный праздник я решила, что необходимо учителей нашей школы не только поздравить, но и вручить им памятные подарки.
Размышляя над этой темой , я и решила выбрать подарок для учителей своим творческим проектом.
1.2. Выбор темы проекта и обоснование.
Выбирая, какой подарок можно подарить, я продумала несколько вариантов:
Рассматривая каждый из вариантов, я отметала их один за другим. Ив конце концов остановилась на обереге, который должен будетзащищать наших учителей от злых сил и привлекатьв их дом всё самое доброе. К тому же оберег сделанный своими руками и подаренный им будет нести значительно больше положительной энергии, чем купленный.
Итак, то, что подарком будет оберег я решила, но какой?
Изучив, предназначение каждого из элементов оберега, я выбрала веник и домовёнка, соединив их воедино.
1.3. Составление поэтапного плана проектной деятельности.
Для реализации данного проекта следует тщательно продумать технологическую последовательность изготовления изделия; рационально подойти к выбору материалов.
1.4. Сбор информации по тематике проекта.
1.4.1 Исторические сведения.
Первые обереги появились еще в языческие времена, когда люди поклонялись богам, олицетворявшим явления и силы природы, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей- подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и здоровье и способны уберечь от бед и болезней.
Вера наших предков в магические силы окружающих предметов сохранилась в нас до сих пор. Мы и сегодня обращаемся к своим давним традициям.
Существуют определенные правила создания оберегов, но в основе всех секретов лежит любовь. Если относиться ко всему, к чему прикасаешься, с любовью, то со временем не от чего будет оберегаться. От наших улыбок и теплоты сердец жизнь наших близких становится чище и светлее, дома уютнее. Возрождается неразрывная связь прошлого с настоящим, а затем и с будущим.
Для изготовления оберегов используются преимущественно природные, натуральные материалы. Они, прежде всего, безопасны для человека. Многие из них являются не просто источником положительных эмоций, но и здоровья. Издавна сбор трав, уборка урожая, заготовка растительного сырья для ремесел окутаны поверьями и легендами. Люди знали, в какое время в растениях больше силы и энергии, а соответственно, и полезных свойств, в какой стадии тот или иной растительный материал более пригоден к работе. Об этом слагались песни, пословицы, сказки; так информация сохранялась и представлялась из поколения в поколение в доступном и запоминающемся виде.
На Руси Веник-оберег назывался обрядовым веником. Обрядовый веник «хранили в тепле, уюте чистоте и красоте». Чем аккуратнее Веник-талисман, тем больше его сила. Ежегодно Веник меняли, выбрасывая предыдущий на перекресток дорог, чтобы с Веником ушли и всякие напасти прошедшего года. Если в доме все валилось с рук, пропадали вещи, часто ссорились — все это можно было решить с помощью магического Веника. Веником били о порог и прогоняли чужого домового, который был причиной подобных неурядиц. Полететь Веник вдогонку мог за нехорошим человеком, чтобы он не мог навредить хозяевам дома (куда уж тут вредить, убегать надо).
Не только на Руси Веник обладает магическими свойствами. В Древнем Китае почитали богиню метлы — СяоЧинь Нянь. Богиня повелевала погодой и обитала на Звезде Метлы СяоЧоу. Если дожди продолжались очень долго, крестьяне делали бумажную метлу и вешали на заборе. Богиня видела подобные веники и погода становилась солнечной и ясной. Богиня с метлой была и у Ацтеков. Метлой Богиня вымела все пороки и грехи. Англичане также почитают магию Веника. В Англии не подметают после захода солнца, потому что вечером легче всего вымести все счастье и удачу из дома.
Можно повесить Веник — оберег ручкой вниз на входной двери со стороны улицы Такой Веник должен останавливать нечистую силу на пороге вашего жилья, а так же привлекает деньги в дом. Внутри Вашего светлого и успешного дома Веник оберег вешается только ручкой вверх и он служит для изгнания злых духов.
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике: “вот те сани, поезжай с нами”.
Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового. Домовёнок символизирует домашнее благополучие в доме, не даёт погаснуть семейному очагу и охраняет жилище от нечистой силы.
В доме такой оберег чаще всего размещают на кухне. Ведь кухня – то место, где собирается вся семья. Так пусть ваш Домовёнок оберегает дом и всех, кто в нём живет!
1.4.2 Требования, предъявляемые к изделию.
Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его, поэтому в процессе изготовления необходимо выполнять следующие требования, предъявляемые к изделию:
— нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, так как большая часть материалов должна быть натурального происхождения;
— в процессе создания оберега необходимо постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности;
— оберег должен быть компактным, для того, чтобы тот, кому он предназначается, мог разместить его в удобном месте;
— все элементы которые присутствуют на обереге должны нести положительную информацию;
— он должен быть красивым, должна прослеживаться целостность формы, пропорциональность.