Какие иконы оберегают северные рубежи

В этой статье Ведагор отвечает на вопрос «Какие иконы оберегают северные рубежи?».

• Старинные иконы XVII- конца XVIII веков
• Иконы Русского Севера
• Иконы с историей, иконы музейного значения, редкие и необычные иконы
• Подбор иконы в коллекцию
• Организация и участие в выставках икон, создание каталогов икон, подготовка научных публикаций с атрибуцией и исследованиями икон

Молния поражает святого отрока Артемия. Архангельский север, XVIII век

Иконы на деревьях. Когда-то они являлись так людям прошлого,
а теперь выставлены на Антикварном Салоне в Москве

У нас бывает и драгоценный XVI век, и яркий XVII, и иконы в дорогом серебре с каменьями.
Но не это предмет нашего основного увлечения.

Русский Египет. Колоссальные избы XIX века в карельской деревне Пижма

На огромных территориях русского Севера существовало многоликое искусство со своими индивидуальными для каждой области оттенками. Искусство Вологодского края уже с XIV века выступает как самостоятельное, хотя и довольно примитивное явление. С художественной культурой Двинской земли живопись Обонежья имела больше общего, чем с Вологдой. Внепятинное владение Новгорода, Подвинье входило в орбиту влияния этого города. Проводниками такого влияния были основанные в XIV–XV веках новгородцами Михайло-Архангельский и Николо-Карельский монастыри. Кроме того, известно, что Новгород посылал постоянно на Двину свою художественную . Двинские памятники не образуют единой стилистической группы, но они перекликаются между собой, представляя северный вариант, северную ветвь новгородского . Наиболее архаичны и примитивны, но зато и наиболее непосредственны памятники Обонежья (Карелия, северные районы Ленинградской области). Обонежская пятина издавна входила в состав Новгородской земли. Местное иконописание здесь зародилось несколько позднее, чем в Подвинье (лишь со второй половины XIV века) и питалось в основном теми же новгородскими традициями.

Читайте также:  Куда девать старые обереги

В замечательной иконе Власия (илл. 65) с ее более вытянутыми пропорциями чувствуется уже приближение XVI века. Эта вещь ясно показывает, что даже далекий Олонецкий край не остался в стороне от тех новых веяний, которые нашли себе место в новгородском и московском искусстве позднего XV столетия. Однако северный мастер остался верен себе: абрису почти плоской головы он придал треугольную форму, бороду заострил до предела, кресты вытянул в длину, складки одеяния выпрямил, яркость красок пригасил. И получился совсем непохожий на новгородские иконы образ, одновременно и строгий и просветленный, отмеченный печатью редкостного благородства.

Искусство Новгорода и его обширных северных владений навсегда останется одной из самых блестящих страниц в истории русского искусства. С падением Новгорода в 1478 году начало падать не только его политическое значение, но начал падать и его художественный авторитет. Москва, строившая централизованное Русское государство, вступила на путь планомерного подавления местных традиций, стремясь растворить их в сложившемся при московском великокняжеском дворе искусстве. Московские влияния стали особенно активно проникать в Новгород с конца XV века, и это было началом конца новгородской художественной культуры как явления глубоко почвенного и самобытного. Постепенно границы между московской и новгородской иконописью стираются, и со второй половины XVI века становится все более трудным провести между ними четкую грань.
¦

Богородица с давних пор считается покровительницей России, почитание ее в полную силу развернулось на Руси в XVI веке. Именно тогда, в день Покрова Божией Матери была одержана Казанская победа. А Владимирская Богоматерь спасла Русь от ордынского ига. Чудотворениями прославились и другие иконы Богородицы, поэтому в России существует несколько праздников, посвященных святым иконам Богородичного цикла, в память о событиях, связанных с этими иконами.
Россия защищена своеобразным крестом из пяти чудотворных икон Богородицы: центр России защищает самая древняя Владимирская икона Божией Матери, на Западе России находится Смоленская икона, на Юге – Иверская, Север России хранит Тихвинская икона, а Восток защищает Казанская Богоматерь. Искренняя вера православных христиан помогает чудотворным иконам Богоматери хранить пределы России от бед и напастей.

Читайте также:  Как найти свой амулет по дате рождения

Русская православная традиция иконописания Богородицы включает в себя множество образов Пресвятой Девы, которые помогают верующим справляться с различными жизненными трудностями. Обычно Лик Богоматери на иконах преисполнен печали, скорбной или светлой, но при этом Ее Образ всегда полон мудрости, ясности и большой духовной силы. Характерные черты для русских икон Богородицы – просветленность, лиричность и отрешенность.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector