Какие были обереги на руси

В этой статье Ведагор отвечает на вопрос «Какие были обереги на руси?».

Культура Древней Руси очень интересна и познавательна. Каждому из нас просто необходимо знать о том, как жили и во что верили наши предки. Особое место в вышесказанной культуре занимали обереги – различные предметы, которые защищали владельца от бед и дурного глаза. Обереги были разнотипными, не обязательно сложными в изготовлении. Таким предметом считались бытовые вещи, специально изготовленные амулеты, трофеи. Обереги производились из глины, металла, древесины и прочих материалов, которые в те времена являлись доступными. Сильнейшим оберегом считалась вышивка, а также роспись, которую можно было встретить на посуде и прочих бытовых предметах.

Языческую культуру постепенно сменило христианство. Несмотря на это, древние русичи продолжали верить в своих богов и хранить в домах старые обереги. Некоторые из них дошли до наших дней и практически не утратили своего значения. Каждый предмет в Древней Руси имел свое сакральное значение, мог защитить человека от определенной напасти. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные и популярные древнерусские обереги, которые доступны современному человеку. Более того, с некоторыми из них мы сталкиваемся в повседневной жизни, а другие – можем самостоятельно изготовить, при желании.

Самыми распространенными древнерусскими оберегами считались те, которые охраняли жилище. Дом для древнего русича являлся святым местом, которое он старался защитить от нечистой силы и беды. Обереги располагали непосредственно в доме, под порогом, в дверном проеме, во дворе. К слову, домашняя расписная утварь служила не для красоты, а тоже для защиты. Кроме этого, чтобы защитить свой дом, его фасады украшали резьбой, которую чаще всего наносили на ставни, оконные и дверные проемы.

Самые древнейшие защитные узоры символизировали три стихии: Землю, Воду и Огонь. Знаком первой стихии являлся ромб, разделенный на 4 равные части, в центре которых имелись точки. Воду изображали в виде волнистых линий. Символом огня являлся косой крест.

Вышеописанную символику русичи располагали в тех местах, через которые в избу могла пробраться нечисть – вокруг окон, дверей, на печи и на дымоходе. Часто на таких проходах рисовали символ солнца, которым являлась 6-лучевая либо 8-лучевая звезда, заключенная в круг. На фасаде вышеописанный символ часто изображали в трех положениях: утреннем, полуденном и вечернем. Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов. Также коллекцию защитных знаков дополнял символ Рарога – кресс, заключенный в круг, который обозначал гармонию огня: небесного и земного.

С подковой русичи связывали образ лошади – магического и священного для них животного. Считалось, что конь (животное, фигурка либо узор) отображает небесную колесницу, которой управляет Дажьбог . Небесная колесница, в свою очередь, символизировала солнце.

Резными лошадьми и фигурками лошадей украшали часто детские качели. Считалось, что если ребенок играет на таких качелях, его в будущем ожидает удачный брак и счастливая жизнь. Особенно это касалось девочек, которым предстояло стать женами и хранительницами своего дома. Совместное качание на качелях девушки и парня считалось благословением их союза. Такой ритуал приносил им счастье и взаимопонимание.

Еще, чтобы привлечь счастье в семью, на заборе в Древней Руси принято было развешивать старые горшки и плетенные изношенные лапти. Подковы, в свою очередь, содержали преимущественно на воротах. Их считали мощнейшим талисманом, символизирующим месяц (Луну). Силы подкове придавал священный огонь, с помощью которого она была изготовлена.

Подкову иногда клали в дымоход, чтобы та мешала нечисти пробираться в дом через него. Считалось, что если данный талисман прикрепить к кровати или положить под нее, то человеку, который будет на ней спать, не будут сниться кошмарные сны.

В домашнем интерьере защитной символикой покрывались практически все предметы. Особенно это касалось печи, кухонной утвари, рабочего инструмента, кровати. Двери имели особое значение – они служили порталом между реальными мирами: внутренним и внешним. Возле порога двери укладывались пучки крапивы, на косяке вырезались символы, в щели на косяке либо пороге втыкались обломки косы или ножа. В самые древние времена под порог дома закапывали прах предков, которые после смерти оберегали остальных домочадцев. До наших дней дожило правило, что через порог дома нельзя выметать мусор, так как это прогонит защитников дома. Кроме этого, русичи считали, что через порог нельзя ничего передавать, а также разговаривать с человеком. Гостей всегда встречали за порогом, а потом впускали в дом впереди себя.

Печь являлась основным домашним предметом. Существует даже мнение, что дома возводились вокруг печи, что логично, так как она отапливала помещения, служила для приготовления пищи, имела особое сакральное значение. Печь расписывали особым орнаментом, в котором присутствовала символика бога Сварога – квадрат (символ семейного очага), перекрещенные веретена (символы огня) и многое другое. Печь всегда содержали в чистоте, рядом с ней старались не ссориться и не обижать окружающих.

Когда в печи готовили хлеб, в дом не пускали посторонних, так как считалось, что это привлекает беду. Убирать домашние помещения нужно было от дверей к печи. Разогретую печь нельзя было бросать без содержимого – в нее всегда укладывались дрова для просушки, а также вода, чтобы она подогревалась.

Рядом с печью располагали особые предметы, которыми старались задобрить домового. Такими предметами являлись: веник, лапоть и хлебная лопата. Тогда домовой понимал, что в доме всегда будет чисто, сытно и богато.

Вышивкой украшали не только одежду, но и постельное белье, декоративный домашний текстиль, полотенца, скатерти и различную обрядовую атрибутику. Главным предназначением вышивки являлась защита от порчи и зла. Создавая столь сложный и одновременно прекрасный оберег, мастерицы соблюдали определенные правила. К примеру, на обратной стороне вышивки не должно было оставаться узелков. Если они присутствовали, то рукоделие не приобретало магическую силу.

Читайте также:  Нитка на ноге от чего этот оберег

Вышивку как оберег никогда не делали для себя. Чтобы она действительно обладала защитными магическими свойствами, ее должен был изготовить близкий человек (чаще всего мать или жена), который искренне желает счастья. Чаще всего, древнерусские мастерицы вышивали различную символику солнца. Кроме этого, в вышивке присутствовала символика дерева – елочки (символ жизни и долголетия), звездочки (символ разума), цветы (символ молодости и красоты), круги и квадраты (символ плодородия).

Узор вышивки не должен был обрываться. В обратном случае, он не сможет защитить от нечистой силы. Одно изделие не могло защитить сразу от всех бед. Каждая вышивка имела свое значение и обладала своей силой. Обрядовые полотенца в Древней Руси имели особое значение. Узоры на них должны были отображать особые семейные события. К примеру, новорожденного повитуха укладывала на новое вышитое матерью полотенце, которое оберегало его от сглаза. На погребальных полотенцах принято было изображать символы потери: ромб (такой же, как и символ земли, только пустой).

Предметы каждодневного пользования расшивали особой защитной символикой, преимущественно красными петухами. В народе считалось, что голос петуха отгоняет бесов. Чтобы вышивка приобрела максимальную силу, изготовить ее следовало за сутки. Простой орнамент, например, того же петуха, реально выполнить за день. Зачастую вышивку-оберег изготавливали красными нитками. Кроме красного, использовались похожие цвета: кирпичный, буряковый, алый, маковый, смородиновый.

В Древней Руси нереально было найти избу, в которой не имелось вышеописанных оберегов. Все они просты, благодаря чему доступны даже современному человеку. Изготовить их в домашних условиях несложно, главное, чтобы имелось желание.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 – первой половины 12 в.

Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задача оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.

Одним из самых распространенных оберегов 11–12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ 8), на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной – в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной – в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге – углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 – первой половиной 13 в.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

К особому типу привесок относятся лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10–11 вв.

К другому типу лунниц – узкогорлых или круторогих – относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.

Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв.
Подмосковная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно – ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).
Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).

Читайте также:  Можно ли вышивать обереги ночью

Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).

Говоря о верованиях славян 11–13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.

Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12–13 вв.

Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 – первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты – не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки – Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах России (№ 56).

С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.

Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII — начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Тема подбора древних славянских оберегов очень важна для тех, кто относится к обережной магии серьёзно. Постараюсь здесь дать как можно более ясный алгоритм выбора. Здесь я не буду касаться ни магии трав, ни славянских узоров, ни оберегов домашних (подков, кукол и т.д.). Здесь посмотрю в самую основу славянской магии — на нашу связь со славянскими Богами. Я буду писать о древних оберегах — символах, знаках славянских Богов.

Согласившись, что источник обережной силы — это наши Родные Боги, надо просто выбрать того Бога, к которому будете обращаться. А уж его знак — символ может быть с вами в любом виде. В виде вышивки, в виде нательного оберега, или в виде науза. В виде Чура. Даже в виде изображения на карте Славянских Рез Рода или в виде Резы на деревянной плашке. Главное в древних оберегах — чтобы вы знали, к кому обращаетесь и у вас был этот знак, связующий ваше намерение и внимание Бога.

Читайте также:  Бесы сущности кто может снять защита амулеты

Наши предки славяне всегда смотрели на Солнце. Они верили, что Солнце — податель жизни на Земле, и Солнечный Бог Хорс каждый день выезжает на своей огненной колеснице, запряжённой огнегривыми конями, на Небо. И, кроме этого, Солнце имеет годовой цикл рождения-взросления-умирания. Славяне всегда с размахом праздновали астрономические события, связанные с Солнцем — колядовали в декабре, звали весну в марте, зажигали костры в купальскую ночь в июне и радовались осени в сентябре. Конечно, солнечным Богам посвящали и древние обереги.

Именно даты весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния имеют значение, когда вы хотите выбрать славянский оберег по дате рождения.

Каждый период солнечного года находился, по убеждению славян, под управлением Солнечного Бога. Именно он присматривал за людьми, родившимся в их время и определял их жизненный путь. Выбрав оберег со знаком Бога-управителя, вы устанавливаете между божественной сущностью и собой тонкую связь.

1. Посмотрите на картинку сверху. В какой период вы родились, тот славянский Бог и может стать вашим покровителем.

2. Если ваш день рождения попадает рядом с переломным днём движения Солнца — на равноденствие или солнцестояние, вам надо узнать точную астрономическую дату этого события в год, когда вы родились. В северном полушарии весеннее равноденствие происходит 20 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее равноденствие происходит 22 или 23 сентября, когда Солнце переходит из северного полушария в южное полушарие. Зимнее солнцестояние происходит 21 или 22 декабря, а летнее солнцестояние происходит 21 июня (в високосные годы 20 или 21 июня).

Пользуясь этим способом, вы плывете в русле славянской культуры, ведь славяне всегда были солнцепоклонниками и связывали течение своей жизни с дневными и годовыми изменениями Светила.

Плюсы этого способа выбора древнего оберега Руси: простота. Единственно, если ваш день рождения попадает на пограничные даты, вам надо узнать, в какой точно день в год вашего рождения была эта астрономическая дата.

Минусы: Боги-управители интересуются больше вашим жизненным путём, вашим движением к Прави. Оберег Родного Бога по дате рождения поможет вам в том случае, если вы задаете себе вопросы о том, правильной ли жизнью вы живёте. Носите предмет со знаком Бога при себе, и постепенно вы можете почувствовать новое понимание своего жизненного пути.

Второй способ — прислушиваемся к себе.

Иногда жизнь становится такой непредсказуемой, что хочется немного остановиться и получить совет, помощь, поддержку от кого-то мудрого, близкого, понимающего.

В этом случае славяне призывали себе на помощь Бога-Покровителя, того, с кем чувствовали необъяснимое родство по духу. Так можете сделать и вы, выбрать себе древний оберег по этому способу.

Просто подумайте, с какой божественной сущностью вы хотели бы породниться. Какого славянского Бога вы мечтаете призвать в Покровители?

Мудрую Макошь, Богиню Судьбы и Чародейства, или гордого быстрого Перуна — громовержца, Покровителя воинов? Нежную Ладу, Мать Богов, Покровительницу семьи и брака, или сильнейшего Сварога, Бога Справедливости, сковывателя человеческих судеб?

Славянский пантеон характеризуется многобожием. И это прекрасно! Вы сможете найти того, кто ответит вам родительской любовью, стоит выбрать себе подходящий славянский знак-символ, оберег древних славян, связанный с конкретным славянским божеством.

Как почувствовать Бога-Покровителя? Как узнать его? В награду вы получаете близкое незримое покровительство, помощь и поддержку. Пользуясь этим способом выбора оберега, вы поступаете по-славянски, ведь Боги-Предки сопровождали славян всегда и помогали им в нужные моменты.

Плюсы этого способа выбора древнего славянского оберега вы получаете тонкое единение с Богом-Покровителем.

Минусы: надо изучать мифологию и понимать характер Богов. Оберег Родного Бога, выбранный по родству ваших характеров поможет вам в том случае, когда вы хотите жить той жизнью, которая вам радостна и приятна. Носите предмет со знаком Бога при себе, и постепенно вы можете почувствовать защиту и покровительство.

Есть и третий способ — получить помощь Родного Бога или Богини в конкретных делах.

Для достатка и хорошей работы, для здоровья, карьеры и славы, для магии и развития интуиции… а, может быть, от болезней, от злого умысла, от неудач и бедствий?

Подумайте об этом!

Ведь известно, что какой вопрос — такой и ответ!

Вот вам и выбор оберега — так, как делали это наши предки-славяне. Вам не нужны китайские гороскопы и надуманная астрология — смотрите на Солнце и прислушивайтесь к себе!

Пусть знания наших предком и древние обереги помогут вам и вашей семье!

Выбирайте древний славянский оберег, как подскажет сердце! Выше мы рассказали о том, какие способы выбора оберега для себя существуют. Каждый из них хорош!

Древний славянский оберег, с которым вы почувствуете связь, непременно будет действенным, нужно только прислушаться к себе!

Тема подбора древних славянских оберегов очень важна для тех, кто относится к обережной магии серьёзно. Постараюсь здесь дать как можно более ясный алгоритм выбора. Здесь я не буду касаться ни магии трав, ни славянских узоров, ни оберегов домашних (подков, кукол и т.д.). Здесь посмотрю в самую основу славянской магии — на нашу связь со славянскими Богами. Я буду писать о древних оберегах — символах, знаках славянских Богов.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector